Накануне шестого съезда Союза кинематографистов
Оглянемся на пейзаж после битвы V съезда и спросим, что сделали кинематографисты за четыре года. Напомню важнейшие из свершений: создание Конфликтной комиссии, освобождение с полки более 250 картин, защита от цензурного произвола уже в новые, перестроечные, времена около трех десятков фильмов: создание новых студий на началах самостоятельности и хозрасчета во главе с избранными художественными руководителями; разработка и принятие постановлений Совета Министров о перестройке советской кинематографии, в основу которого легла новая базовая модель; создание Кинофонда, образование при нем новых хозрасчетных объединений и кооперативов; преобразование Бюро пропаганды во Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр»; создание центрального Музея кино; разработка музейного комплекса Ромма, Тарковского, Шукшина на Щипке; участие в создании Булгаковского центра и Музея Высоцкого; создание Общества Андрея Тарковского и проведение Первых международных Тарковских чтений; создание Всесоюзного общества друзей кино; создание Всесоюзного центра кино и телевидения для детей и юношества; рождение Ассоциации независимого кино; разработка по инициативе Союза новой формулировки Закона об авторском праве и согласование его со всеми творческими союзами и заинтересованными ведомствами; решение о замене централизованной структуры свободной федерацией независимых республиканских и региональных союзов на договорной основе и частичная реализация этого решения; подготовлен новый Устав Союза; создан Союз кинематографистов Российской Федерации на его учредительном съезде; завершается создание Московской организации; создание профессиональной Гильдии, разработка Гильдиями новых образцов профессионального контракта, создание группы развития и Совета по экранной культуре; Всесоюзною объединения молодых кинематографистов; Американо-советской инициативы; рождение Ассоциации женщин-кинематографисток, Христианского кино, Прессанимаэкрана. клубных образований. «Люмьеровы братья», «Свободное слово», «Бизнесклуб», решение о доплате к пенсиям членам Союза. Учреждены и ежегодно вручаются профессиональные призы Союза «Ника»; кардинальное изменение международной деятельности Союза, политика открытых дверей, принципиальное расширение круга кинематографистов, принимающих участие в контактах по обе стороны границы. Изменение статуса Московского и Ташкентского международных кинофестивалей; создание и проведение новых фестивалей: Всесоюзного неигрового и международного Ленинградского; Международного детского в Москве; анимационного «Крок» в Киеве, «Арсенала» в Риге, «Золотого Дюка» в Одессе, «Созвездия», организованного Гильдией актеров в Твери, и других, перестройка кинематографической прессы, обновление руководства и редколлегий журналов «Искусство кино» и «Советский экран». Долгожданный вывод нашего единственного толстого журнала из двойного подчинения. Преобразование альманаха киносценариев в литературно-художественный и общественно-политический журнал с периодичностью шесть номеров в год. Появление по нашей инициативе и при нашем содействии еженедельника «Экран и сцена», рождение новой кинопериодики, ежеквартальных «Киноведческих записок», «Мнений», «Объектива», «Видеодайджеста». Многие из вас держат в руках первый, а точнее, нулевой, пробный номер независимой киногазеты «Зеркало»...
Образ нашего Союза, который существует сегодня в сознании общества, возник не сразу и создавался конкретными делами. Помощью жертвам аварий и катастроф, Чернобыля и Ленинакана. Отпором Нине Андреевой. Правдой о Тбилиси, впервые прозвучавшей отсюда. И участием в создании «Мемориала» и «Зеленого движения». В этих стенах был впервые выдвинут в депутаты незабвенный Андрей Дмитриевич Сахаров, здесь оформилась Межрегиональная группа, ставшая впоследствии ядром блока «Демократическая Россия». Культурно-экологической акцией «Возрождение» в древних русских городах... И празднованием 70-летия Александра Солженицына, о чем сообщила вся мировая печать, кроме отечественной. И многими другими делами кинематографистов, о которых надо бы сказать, но не говорю по недостатку времени...
Несмотря на аршинные лозунги на фасадах домов, самое массовое из искусств в нашей стране народу никогда не принадлежало. Народ питался крохами со стола идеологии, и за вычетом тонкого ручейка авторского кино основной поток картин формировался, да в значительной части и сейчас формируется, случайно. Вопли об угрозе коммерциализации — прекрасная дымовая завеса для выживания полуталантов.
Пятый съезд положил начало раскрепощению творцов. Съезд шестой должен начать раскрепощение зрителя.
Мы не скорбим по тем оковам, которые якобы помогают художнику. Все еще впереди. Или, как выразился Алексей Ерохин в «Советском экране»: «ВСЕ ОБРАЗУЕТСЯ. ГЛАВНОЕ - БЕЗ ПАНИКИ».
Андрей Смирнов