Baklazanas|Интервью с соосновательницей проекта Ириной Горячевой
Baklazanas – дизайн-студия, специализирующаяся на коммуникационном дизайне. Это проект маленькой, но очень креативной команды. Основанные в 2015, Baklazanas уже известны в нескольких странах мира и имеют международные награды в сфере дизайна. Мы поговорили с соосновательницей и главной вдохновительницей проекта Ириной Горячевой об особенностях современного коммуникационного дизайна (сфера дизайна, направленная на передачу сообщения посредством визуальных объектов – прим.ред.), о конкуренции и о том, почему русский авангард признают и любят по всему миру.
Изначально вы позиционируете себя как студия кочевого дизайна. Почему?
В первую очередь стоит сказать, что мы дизайн студия, которая специализируется на визуальном брендинге и коммуникационном дизайне для культурных и образовательных проектов. Мы довольно много работаем с разными музеями и с частными культурными институциями, и мы придерживаемся идеи, что для культуры и дизайна нет границ — поэтому мы называем себя студией кочевого дизайна. У нас нет офиса, у нас вообще нет определенной точки на карте: наша команда рассредоточена в разных странах по всему миру. Мы просто едем туда, где нужны мы и где нужен наш дизайн. Наш дом там, где мы работаем в данный момент.
Плакат для театра Высоцкого
Сейчас вы работаете уже на международном уровне, а как все начиналось?
Мечта открыть свою студию у меня была с самого начала работы дизайнером. Тогда я работала в разных студиях, но долгое время эта идея оформлялась в сознании, пока я просто набирала опыт. С моим партнером Александром мы начали работать вместе несколько лет назад, но изначально это было, скорее, на уровне советов и дружеской помощи. В один момент мы поняли, что вместе мы отличная команда. Мы можем делать очень крутые вещи, во многом дополняем друг друга. Поэтому через некоторое время, когда в очередной раз всплыла идея открыть собственную студию, то вопросов, кого брать в партнёры, у меня не было. Я закончила факультет стран Африки и Азии при МГУ, а после него факультут графического дизайна в Московском Художественно-Промышленном институте (МХПИ). У Александра высшее экономическое образование и степень магистра бизнес-администрирования. Сейчас Александр в первую очередь занимается всеми финансовыми, организационными и управленческими вопросами, а я отвечаю за креативную часть и совмещаю деятельность графического дизайнера и креативного директора, хотя иногда мы меняемся местами. Основной состав студии – это мы вдвоем, но в зависимости от потребности и сложности проекта мы привлекаем к работе разных специалистов, в том числе дизайнеров, стратегов и копирайтеров.
Не сложно ли переезжать с места на места при каждом проекте?
Я считаю, это дает нам определенные преимущества. Одно из них — возможность охватить больше интересных проектов, мы можем находиться где угодно, благодаря современным технологиям наши заказчики тоже могут находиться где угодно, и мы не ограниченны никакими рамками и границами.
Какие страны уже охватили ваши проекты?
Мы делали проекты для заказчиков из России, Литвы, Японии, Испании, Германии и Египта. Но дело совершенно не в географии. У нас нет цели охватить как можно больше стран, наша цель скорее сделать качественную работу в своей сфере и повышать уровень визуальной культуры вокруг нас, независимо от той страны, где базируется тот или иной проект.
Как вы выбираете клиентов? С какими клиентами вы бы не стали работать?
Я считаю, работать можно с любым клиентом, вопрос в том, как найти к нему правильный подход. Но, конечно, бывают исключения. Если клиент, допустим, не соблюдает договоренностей, не доверяет мнению дизайнера, к которому сам обратился, и считает, что клиент всегда прав, а дизайнер- это только исполнитель его прихотей, cкорее всего с таким клиентом мы работать не будем. Сейчас я могу сказать, что мы достигли того этапа в работе, когда мы сами можем выбирать, с кем нам сотрудничать, а с кем нет. Поэтому если что-то нас не устраивает, мы тоже всегда можем сказать свое слово. Но в действительности такое бывает очень редко. Как правило, к нам обращаются люди, которые уже изучили рынок дизайнеров и решили пойти именно к нам.
Насколько нам известно, у вас есть линия собственной продукции…
Да, полтора года назад мы запустили линию вещей, посвященных русскому авангарду. Все началось довольно спонтанно, тогда активно обсуждался вопрос о демонтаже Шуховской башни, и сначала мы сделали плакаты в защиту башни, с которыми люди выходили на пикеты.
Плакат с Шуховской башней
Позже возникла идея сделать плакат, с которым человек мог бы ходить не только на пикет, но и носить его всегда с собой. Так появилась идея сделать сумки с Шуховской башней. Изначально мы просто сделали совсем небольшой тираж для круга единомышленников, которые защищали башню. Сумки неожиданно стали пользоваться такой популярностью, что срочно пришлось допечатывать и делать большой тираж. Обладатели сумок рассказывали, что периодически их останавливали в городе и спрашивали, где достать такие сумки. Постепенно этот спонтанный проект с сумками вылился в линию наших вещей. После этого появилась идея конструктивисткой карты Москвы, которую первоначально мы придумали как небольшой локальный проект для москвичей, но которая успела облететь весь мир. Заказы на нее приходили из самых разных стран.
После карты мы сделали шелковый платок, посвященный 95-летию Шуховской башни, потом была лампа, вдохновленная архитектурой дома Мельникова. Лампы были выпущены небольшим тиражом и быстро закончились. К Новому году мы сделали календарь «Невозможная Москва» с коллажами на тему нереализованных проектов русского авангарда. Это календарь доступен у нас на сайте для бесплатного скачивания в разных форматах.
Уже сейчас у нас на очереди несколько проектов. Но самое главное, все наши вещи объединяют три ключевые особенности: любовь к русскому авангарду; все эти вещи выпускаются ограниченным тиражом; это попытка соединить старое и новое вместе. Мы стараемся использовать традиционные ручные техники в сочетании с чем-то новым и создавать таким образом новый и функциональный предмет. Можно сказать, что линия наших вещей – это своеобразное признание в любви к русскому авангарду.
Как у вас обстоят дела с конкуренцией? Она есть?
Я бы сказала, что у нас нет прямых конкурентов, потому что у каждой дизайн-студии со временем формируется своя индивидуальная ниша в индустрии, складывается своя клиентура. Как правило, к нам приходят люди, уже внимательно изучив рынок, которым нравится наш стиль, наш подход к дизайну. Заказчик, который пойдет в студию Лебедева, скорее всего, не пойдет к нам, и наоборот. У нас в принципе нет конкурентов, у нас есть коллеги, и со многими из них мы дружим, с некоторыми периодически работаем или хотели бы поработать. Есть, конечно, коллеги, которое делают нечто созвучное нашим проектам. За их успехами мы следим.
Мы внимательно изучили ваши социальные сети и знаем, что у вас немало наград. Расскажите о проектах, удостоенных ими поподробнее.
В прошлом году наша конструктивистская карта Москвы получила награду Red Dot Award – 2017, сегодня это одна из самых авторитетных в области дизайна. Второй, особенно дорогой для нас проект – это проект иллюстраций для фильма об Осипе Мандельштаме «Сохрани мою речь навсегда» режиссера Ромы Либерова, который получил сразу три награды: German Design Award (учреждена немецким советом по дизайну, награждение пройдет в начале февраля во Франкурте-на-Майне); IF design awards, и в 2016 году за этот же проект мы получили серебряную награду на European Design Awards.
Иллюстрации для фильма об Осипе Мандельштаме «Сохрани мою речь
навсегда»
Все эти три международные премии достаточно авторитетны в области дизайна, и, что для нас особенно важно и приятно, именно проект о русском поэте с нашими иллюстрациями был удостоен не локальных, российских, а международных наград.
У вас творческая работа. Вы встречаетесь с интересными людьми, создаете необычные вещи. У вас наверняка накопилось немало ярких впечатлений, историй и воспоминаний. Расскажете?
При работе с каждым проектом случаются смешные, а иногда совсем не смешные, но запоминающиеся истории. Из последнего: некий молодой человек купил у нас платок с Шуховской башней и потом, через несколько месяцев, он купил еще один платок. Позже он вернулся к нам снова за еще одним платком. Обычно мы следим за судьбой своих вещей и всегда очень радуемся, когда заказчики делятся с нами историями о наших вещах. Оказалось, что эти платки молодой человек дарил тем девушкам, сердца которых он хотел завоевать. Первая попытка прошла неудачно, вторая, как вы понимаете, тоже, потом была третья …Меня очень тронуло, что при помощи нашего платка молодой человек пытался растопить сердца девушек. С одной стороны, было, конечно, очень приятно. С другой — грустно, что ему никак не удается достигнуть цели. В один момент мы даже задумались – может быть, что-то не так с платком? (смеется) Правда, насколько я знаю, с третьего раза ему все-таки удалось. Ну, по крайней мере, платков он пока у нас больше не покупал.
Платок с Шуховской башней
Что вы можете сказать о планах на будущее?
Не буду раньше времени раскрывать подробности, но в целом мы планируем продолжать работать в области визуального брендинга, развивать и расширять нашу линию вещей, посвящённых русскому авангарду. Точно могу сказать одно – на данный моменту у нас много идей, которые бы очень хотелось воплотить.