Александр Цыпкин: гонорар я прогулял, чтобы не забрали обратно

Александр Цыпкин стал литературным открытием в 2015 году. Сборник ироничных и несколько разнузданных рассказов об отношениях полов и не только, в августе занял первое место в рейтинге продаж российской прозы книжной сети «Москва» и уже полгода не выходит из топа. Тем не менее, основное внимание привлек новый формат презентации его творчества: литературные чтения. На днях выходит видеоверсия одного такого вечера, на котором рассказ Александра читал Данила Козловский.


Я так понимаю, писателем вы стали практически случайно?

Я бы пока не называл себя писателем: несколько пафосно и самонадеянно звучит, особенно в России, где это звание так ценно. Каждый раз, когда ко мне обращаются «писатель», где-то под землей происходит вращение классиков. Я не хочу их беспокоить.

Ну хорошо, а кто вы? 

Если речь не идет об основной профессии, то просто «автор». Я сам задал этот вопрос в издательстве, они предложили именоваться именно так.

Тем не менее, книжка ваша продается значительными по сегодняшнему времени тиражами, в юмористической прозе вы вообще на первом месте, скоро выходит французская версия, чтения у вас по всему миру, а вы всего лишь автор сатирических рассказов. Местами талантливых, местами очень смешных, но, будем честны… Не Достоевский. С чего такой успех? 

Спасибо за «всего лишь». Хоть кто-то правду сказал. Не просто сатирических, а сатирически-лирических. Я настаиваю и стучу кулаком. Я никого не трогал, рассказывал короткие истории в фейсбуке, они были умеренно-популярны. Неожиданно на меня вышли представители издательской группы АСТ-Эксмо и предложили издаться. Я спросил, сколько с меня. Удивились, прислали гонорар. Я его моментально пропил, чтобы не забрали обратно. Издали. Затем позвонили с Радио России. Спросили, можно ли использовать истории для радиоспектакля. Тут я насторожился. Был уверен, они не того Цыпкина набрали, так как некоторые рассказы мои не то чтобы высоко-моральны. Я бы даже сказал, могут нанести урон любым скрепам.

Тому позвонили?

Оказалось, да, но, справедливости ради, отмечу, что выбрали для чтений достаточно невинные зарисовки. Исполнили в эфире прекрасные петербургские актеры, легендарные  Сергей Дрейден и Петр Семак. Идея мне так понравилась, что я ее немедленно украл. Решил на презентации книжки для питерских и московских друзей прочесть самостоятельно.

И как? 

Ужасно. Среди друзей оказалось несколько искренних людей посоветовавших либо тренироваться, либо не мучить больше зрителей.

Послушались? 

Нет. Продолжил этот ангажемент в книжных магазинах, хотя с большой сцены сбежал. Однако, тщеславие победило. Подговорил товарищей из мира кино и телевидения, они разобрали по одному рассказу и мы устроили так называемые «БеспринцЫпные чтения», не поверите, в ночном клубе. Сам я отработал ведущим. Мне кажется, получилось. За почти полтора часа никто не ушел.

Как вы думаете, почему пришли и почему не ушли? Я так понимаю, большинство из гостей ваши рассказы читали и так. 

Думаю, да. Точнее, книга была у многих, читали или нет, не берусь сказать. Почему пришли? Мне кажется, несколько причин помимо милосердия. Во-первых, новый формат интеллектуального, но все-таки развлечения. Рассказы мои лирические по сути, то есть юмор — всего лишь форма подачи. Смысл в них, как я надеюсь, хотя бы иногда глубокий. Во-вторых, определенная лень. Слушать легче, чем читать. Ведь кино и инстаграм постепенно победили книги и даже блоги. Не полностью, конечно, но на пути к этому. Тут та же логика. Никакого напряжения, сиди и слушай. В-третьих, искусство актеров. Я попросил именно девушек прочесть наиболее мужские и бесшабашные рассказы. Полина Толстун, Рита Митрофанова, Лена Полякова и Маина Чижевская так представили мои истории, что никакое собственное воображение не справилось бы. Мне самому было интересно смотреть. Знаете есть такой формат edutainment: смесь развлечения и образования, передача знаний через игру. В рамках литературных чтений зритель может выпить бокал вина, выйти, когда захочет, сами чтецы расслаблены, можно ошибиться, остановиться, поболтать с гостями. И вот на этой легкой волне вдруг заходит речь о серьезных темах.

То есть, это не аналог камеди-клабу.

Все-таки, нет. Кстати ребят из камеди — трио «Кризис Жанра» — читали одно произведение и сделали это блестяще, абсолютно по театральному. Тем не менее, это не камеди клаб.  В моем случае — просто рассказы смешные. А, например, когда были ночные чтения в Планетарии, в основном звучали совершенно не веселые произведения настоящих российских писателей, и полный зал долго аплодировал по окончании.

Читали авторы?

Да и это здорово. Автор всегда прочтет как то по своему, и, конечно, вложит душу как никто.

Но вы продолжили доверять чтение профессионалам. Скоро выходит аудио книга и даже видео с Данилой Козловским.

Я читаю сам иногда, даже уроки сценической речи взял, но, как мне кажется, лучший симбиоз — это работа автора как режиссера и актера: именно, как исполнителя. Мы репетировали с Данилой почти целый день, и в итоге получилось здорово. Конечно, я бы в жизни, так не исполнил, тем более такой непривычно для меня драматический рассказ как «Томатный сок».

То есть, запись будет только в интернете, живого чтения такого больше не предполагается?

Я думаю, в ближайшее время и правда повторить наш эксперимент не удастся, но мы сделали практически киносъемку, так что думаю зрителям понравится.

Как вы думаете литературные чтения будут набирать популярность?

Уверен. Это же живое общение. Многие считают, что мы окончательно ушли в виртуальный мир, но, по-моему, виртуальность просто дала больше возможностей. То есть, я не заменил реальное общение сетевым. Я просто добавил новые возможности. Так же и здесь. Людям интересны люди, а тем более те, кто обычно остается в тени. Я бы очень хотел попасть на Литературные чтения своих любимых писателей, во-первых, чтобы увидеть их, а главное услышать как они читают мои любимые произведения. И в исполнении актеров хотел бы послушать не меньше. Александр Филиппенко великолепно читает Зощенко, Аверченко, Бабеля. Мне кажется, современные авторы тоже должны звучать со сцены,  лучше бы сейчас, пока все еще живы и здоровы.

А кто эти любимые писатели, чьи чтения ты бы хотел посетить?

О. Генри, Александр Снегирев, Андрей Аствацатуров, послушал бы рассказы Достоевского.

Литературные чтения это — особый жанр, и здорово, что он набирает популярность. Мне кажется именно такой формат может серьезно повысить интерес к литературе. 

Кроме чтений планы творческие какие?

Вот жду двух спектаклей по рассказам из вышедшей книги. Моноспектакль делает замечательный петербургский артист Михаил Морозов, а в «Театре на Юго-Западе» Олег Анищенко практически пьесу написал и сам ее ставит. Также я  пишу пьесу сам, пока не скажу для какого режиссера, уже по новому материалу. Сразу несколько идей по кино, тоже речь о новом произведении. Могу лишь сказать, что активно обсуждаем большой проект с Данилой Козловским. Из близкого также отмечу выход аудио книги, в записи которой приняли участие десять замечательных артистов и телеведущих. Имена раскрывать сейчас не буду.

А кого из тех, с кем еще не удалось поработать, вы бы хотели привлечь к своим чтениям?

Список огромный и в нем не только актеры,  ну вот кто сразу в голову приходит, Сергей Юрьевич Юрский, Николай Фоменко, Василий Уткин, Константин Хабенский, Илья Лагутенко. Может быть когда-нибудь это получится.

Кстати, а много ли в твоих рассказах правды.

Много. Но рассказ считающийся наиболее реальным — 100% выдумка, а самый, казалось бы, фантастический по набору событий в единицу времени — абсолютная правда

А если говорить о режиссерах, которым бы ты хотел доверить свои истории?

А мне кажется, все очень просто, те кому они понравятся, и есть мои режиссеры. Может их даже сначала не в России экранизируют. Это вопрос исключительно созвучности текста с внутренним миром самого режиссера. Единственное пожелание от автора — это классическая постановка. Мне кажется без меня достаточно сюжетов для авангарда.

Вы вообще интересуетесь современной культурой? Что можете сказать про ее состояние в России?

Она здесь есть. Что-то внятное могу лишь сказать про Электротеатр Станиславский, в работе которого я принимаю определённое участие, — это и правда явление. Борис Юрьевич Юхананов создал совершенно новый тип культурной институции, а его спектакли это вообще какой-то другой мир. В остальном мои познания относительного современного искусства чрезвычайно скудны, на уровне необходимого набора имен и посещений.

В Электортеатре спектакли три дня идут. Вы не думаете, что молодежь не готова к таким подвигам.

Я, конечно, именно так и думаю, но вот молодежь думает иначе.

Нет желания заниматься только литературой?

Постараюсь этого избежать. Начнем с того, что мне очень нравится моя работа, помимо того, что она позволяет мне писать, когда захочется,  исключительно ради тщеславия, а не ради денег.

А вы только ради тщеславия пишете?

Ну иногда из стремления изменить мир, конечно, но с этим я быстро справляюсь до прихода санитаров.

Времени хватает на работу и на творчество?

Раньше хватало, но тут пару сценариев заказали, так я не знаю, когда все успеть.  Я думаю вопрос про переход на работу в Союз Писателей, стоит мне задать через год, когда весь первичный талант будет выжат и станет ясно, это был ли просто всплеск или я что-то там еще накарябаю.


Беседовала Анастасия Петрова

tsypkin.com